Путь в оркестр — он у каждого свой.
В детстве, когда самомнения у меня было больше, чем мозгов и трудолюбия вместе взятого, я верещала, что в оркестр в жизни не сяду ибо вижу себя на лучших сценах мира. Нууу... солисты-инструменталисты — это штучный товар и помимо гениальности и трудолюбия, нужно ещё и родиться в нужном месте и чтоб в тебе разглядели (желательно, с пелёнок) будущего Ойстраха и быстро отвезли учиться например к Гвоздеву Алексею Владимировичу... и то не факт,что в итоге ты кем то там станешь. Знавала я и гениальных по моему мнению исполнителей, которые скромно катаются по области и дают концерты. Просто не в этом цель. Так вот. Не смотря на эти все факторы, обучающая программа на протяжении всех 18 лет ( да, кто забыл-музыканты учатся 18 лет) Обучающая программа у нас как у будущих солистов... музыкальную школу не берём. В училище мы сдавали 6 экзаменов в год, как вспомню-так вздрогну. Оркестр был два раза в неделю ( так же как в консерватории) и одну программу мы учили по семестру. То есть с чтением с листа нотного текста лично у меня были большиииие проблемы ибо была привычка запоминать все на слух, а тут тебе надо просканировать в голове текст и понять темп, динамику ( громко/тихо), штрихи ( слитно/ отдельно), ритмический рисунок и собственно ноты и тональность. Потом в ансамбле с остальными все это проскрипеть (желательно, музыкально) и ещё начать и закончить скрипеть вместе с дирижёром? Это в идеале! А в реале мы просто долго учили симфонию и в конце семестра играли. Даже я выучивала. Ну, запоминала. Это не проблема дирижёра-почему то такая вот образовательная система. Зато на специальности (так называется профильный предмет Специальный инструмент) проливалась кровь. В бешеном темпе разучивались и сдавались НАИЗУСТЬ бесконечные пьесы, концерты, каприсы и этюды, гаммы с арпеджио и двойными нотами. А с 3 го курса появлялся квартет ( четыре студента-струнника как могут изображают ансамбль под руководством педагога в перманентном состоянии рука/лицо) и камерный ансамбль, где тоже самое пытаются сделать уже пианист и струнник (дуэт), иногда с привлечением третьего (например, виолончелиста) Это трио.
В Новосибирске для средне специального образования есть три пути — НСМШ, НМК и Музыкальный колледж при Консерватории. Про третий ничего сказать не могу,не знаю. А вот о первых двух кое что могу рассказать. Я родилась и прожила до 15 лет в Кемерово. Там есть музыкальное училище и кафедра струнных инструментов, но на тот момент в Кемерово что то нового мне дать уже не могли. Я считалась перспективной скрипачкой и твёрдо решила идти по музыкальной стезе. Меня пригласили в Красноярск, но город этот был совершенно не известен ни мне ни родителям, да и Новосибирск был на слуху. Уезжали учиться обычно именно сюда. Новосибирская скрипичная школа давно известна и на всероссийском и международном уровне. Брон, Либерман, Гвоздев, Кузина, Баскина — одни фамилии профессоров чего стоят. И теперь встал вопрос, куда именно. Музыкальный колледж или 10-летка (НСМШ). Во вторую поступить сложнее, уровень проф подготовки высокий. Образование преимущественно профильное. Дети там занимаются! Занимаются как проклятые. Есть среди недели свободный день именно для занятий на инструменте. При школе есть интернат с питанием и воспитателями. Ребятишки,бывает, живут там одни с 9 лет. Вообщем, выбора нет-занимайся или вылетишь) Отчисляют там часто. Не знаю как сейчас, но 4 по специальности-уже повод заволноваться. Весь звездный состав педагогов там, конечно, преподаёт. Теперь про НМК (Новосибирский музыкальный колледж) Самый большой минус — нет общежития! Отсюда мое повествование бы свернуло в сторону моих занимательных путешествий по съёмным комнатам и квартирам, про разных и не всегда адекватных хозяев и другие бытовые «радости» студенчества. Опыт выживания в 15 лет в чужом городе пригодился в жизни, но продолжим... образование в колледже оочень хорошее! Первые два курса экстерном проходятся школьные предметы, причём гуманитарные — с особым уклоном! Нагрузка серьёзная. Лекции по 3 часа иногда, серьёзные экзамены. Помимо этого специальные музыкальные предметы. Лекции шли с 9-19 иногда. Русский язык, сольфеджио, история, музыкальная литература и тд. После колледжа люди спокойно поступали в институты, так как общее образование это позволяет.
Мы проследили путь музыканта до консерватории. Если ты выжил и не разбил инструмент об свою или ещё чью голову, в 19 лет ты получаешь свой диплом о среднем-специальном образовании, квалификацию педагога в музыкальной школе и артиста ансамбля и оркестра. В принципе, трудоустраиваться ты уже можешь. Если ты крепкий такой духовик и ещё не сдулся в Москву/Питер или заграницу — работу скорее всего ты найдёшь. Но если ты любитель елозить конским волосом по струнам — вероятность занять вожделенный оркестровый стул весьма низкая. Потому что конкуренция высокая. Оркестров в городе... ням-ням... 5 где то... в камерном и эстрадном оркестрах народу совсем мало-мало. Свободных мест не видать. И ты уверенно топаешь получать высшее музыкальное образование и повышать свой уровень. Благо, единственная за Уралом консерватория стоит именно в Новосибирске. Там тебя ждёт упоительные 5 лет...5 лет ( если ты ещё не надумал аспирантуру посетить +2 года) к моменту выпуска твоё образование длится 18 лет...Тут драматическая пауза. Кто учится дольше?? Вот то-то же. За время обучения в консерватории твой профессиональный уровень повышается, так как по специальному предмету на самом деле кафедра очень сильная. У меня учеба была в два этапа. После 2 го курса я забирала документы, поучилась в институте, устроилась в оперный театр и через 2 года восстановилась и каким то чудом попала к Гвоздеву Алексею Владимировичу, учиться у которого мечтала изначально, но не сложилось. Сложность обучения в консерватории все оценивают по разному. У Гвоздева учиться очень трудно. Надо по настоящему заниматься... а ещё лекции, пересдачи, квартет, оркестр, куча нужных и не нужных предметов. Когда я восстановилась, день строился примерно так : 6 утра подъем; с 7-8 разыгрываюсь и по возможности спасаю ситуацию перед спец; 8:30 (9 ) -специальность; 11-14 репетиция в театре; днём — лекции, съемка либо занятия по спец; вечером- спектакль до 22-22:30 в среднем. За три года такого режима любая нагрузка мне уже не кажется тяжёлой. Более того, меня это захватило и появились крамольные мысли »а не пойти ли мне в ассистентуру» Но я быстро сдулась, так как съёмок стало много и уже как работа.
Это ссылка на мой аккаунт в VKонтакте
Это ссылка на мой аккаунт в Инстаграм
Возвращайтесь. Поделитесь своим мнением в комментариях.